Я не разделяю общепринятый подход, что для успешной практики нужна специализация в коучинге, отдельная «узкая» ниша. В интернете часто пишут о том, что наличие такой специализации является гарантией профессионализма и экспертности специалиста. И если ты «коуч по гармоничным отношениям», то «коучем по выстраиванию частной практики» быть уже не можешь.
Мое «предубеждение» против специализаций обосновано практикой. Тема, с которой я наиболее часто и эффективно работаю — выход из кризисов. Само понятие кризиса, как особого, выходящего за рамки повседневной жизни состояния, возникающего как реакция на внешние или внутренне причины и обстоятельства, предполагает масштабность и требует рассмотрения кризисной ситуации с разных точек зрения, исходя из различных аспектов жизни клиента. И за 7 лет моей коучинговой практики у меня не было ни одного клиента, в процессе работы с которым мы рассматривали исключительно одну сферу жизни.
Например, ко мне приходит клиентка, переживающая личный кризис по поводу тяжелого развода с мужем. Мы работаем с ее эмоцинальным состоянием, переоценкой опыта отношений с мужчиной, «выращиваем» позитивную самооценку и создаем намерение к созданию новой жизни. В процессе работы выясняется, что клиентка всегда мечтала открыть свой бизнес — кофейню. Исходя из основанного на специализации в коучинге подхода я должна отправить ее к «коучу по созданию бизнеса». Но практически это нецелесообразно, по нескольким причинам:
- Очень важным в коучинге является выстраивание коучинговых, доверительных и равноноправных отношений сотрудничества между коучем и клиентом. И когда такие отношения выстроены, есть ли смысл разрывать их только потому, что у клиента появился новый запрос?
- Сам факт «отсыла» к другому коучу клиентка может воспринять негативно, как противоречащий ее решению и ее выбору. Ведь выбор коуча для клиента — это сложный процесс, важное решение, принятое исходя из собственных ощущений и понимания, «узнавания » своего специалиста.
- Пройдя вместе с клиенткой ее историю развода, я хорошо знаю важные для дальнейшей работы моменты : ее метапрограммы, приоритетную систему восприятия, личную «предысторию», влияющую на перспективу открытия бизнеса.
Поэтому вместо узкой ниши, считаю важным умение коуча работать с разными запросами, которые часто «раскрываются» у клиента как матрешка, трансформируются один в другой на различных этапах сотрудничества с коучем:
- На начальном этапе клиенты часто сами не знают, в чем их запрос и как его сформулировать. Вот примеры реальных запросов собственников бизнеса: «вроде все нормально, бизнес работает, но я чувствую: что-то идет не так». Или: «бизнес стоит на месте, вложения уходят «в никуда».
- В процессе сотрудничества выясняется, что одна проблема отражается на всех сферах: например, жизненный застой и кризис проявляется и в бизнесе и в личном и в проблемах самочувствия. Запрос «развитие бизнеса», а реально занимаемся внутрисемейными отношениями, так как развитие бизнеса оказывается завязанным именно на них. Или конфликт бизнес-партнеров – это проблема ведения бизнеса или проблема отношений, или проблемы личного характера у одного из них?
- Успешно решив один вопрос, клиенты впоследствии возвращаются с запросом совсем из другой сферы жизни или бизнеса, находясь в порой неожиданных для меня ситуациях и обстоятельствах. Пример – работа с уехавшими на ПМЖ в Европу и решение возникающих у них проблем «там».
Конечно, есть есть случаи, когда я считаю необходимым перенаправить клиента к другим специалистам, не-коучам и не-психологам:
- Необходмость обучения. Если в коучинге мы работаем с темой отъезда на ПМЖ за границу, актуальным будет изучение иностранного языка.
- Потребность в консалтинге. Например, вопрос правильного составления и оформления резюме при поиске работы. Или консультация юриста при разводе. Наличие проблем со здоровьем, требующих медицинского вмешательства. Это единственный случай, когда я не просто рекомендую, а настаиваю на обращении клиента к врачу. И в случае отказа считаю возможным прекратить сотрудничество.
Как же тогда решается вопрос об экспертности? Да, я никогда не открывала кофейню. Но и тяжелого развода я тоже не переживала. Я никогда не устраивалась на работу в IT компанию, не руководила сетью магазинов оптики, да и много что еще не делала в жизни. Вместо этого я изучала психологию, обучалась коучингу, и много работала с клиентами по различным запросам. Отсутвие опыта в конкретной сфере делает мое взаимодейсвие с запросом клиента «чистым», незамутненным моими собственными переживаниями, размышлениями, мнениями, выводами. И я создаю открытый к любым решениям и результатм процесс.
Мне нравится работать с клиентами, чей жизненный контекст и запросы выходят за пределы моего собственного опыта и интересов. Вместо того, чтобы работать в одной «узкой нише» мне важно все время расширяться и развиваться, думать о том, как я могу приложить свой опыт и навыки к новым, неизведанным для меня сферам деятельности и жизненным обстоятельствам.
В своей практике я занимаюсь распутыванием сложных, запутанных «клубков» из множества вопросов. И не «путаю» клиентов коучинговыми специализациями. Мое образование, владение методами консультирования и 7-ми летний опыт практической работы дают мне возможность работать с широким спектром задач и запросов.