Мастерская психологии и коучинга Натальи Лукиной

Коучинг: преимущества и ограничения метода.

О коучинге говорится и пишется очень много. Коучинг стал «модным словом», которое используется для обозначения совершенно разных вещей: от тренингов для персонала до технологии продаж. 

На тему коучинга так же много и спекуляций: растет и множится число недовольных клиентов, которые пробовали сотрудничать с коучем, но не получили желаемых результатов, чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Что же нужно знать о коучинге, чтобы в полной мере воспользоваться его преимуществами и избежать разочарований? 

Коучинг – это форма профессионального сотрудничества двух людей, один из которых стремится решить свою проблему или достичь цели (клиент), а другой знает, как с помощью коучинговых инструментов и методик содействовать клиенту в достижении нужного результата (коуч). Коучинг – это не обмен опытом, не обучение, не дружеские советы. Главная задача коуча создать для клиента такое пространство, где он будет освобожден от влияния чужого опыта и советов, и сможет открыто, творчески и свободно исследовать свою жизнь, свой вопрос. 

По форме коучинг представляет собой беседу, ответы и вопросы, диалог двух партнеров. Со стороны взаимодействие коуча и клиента выглядит так: коуч задает ряд несложных вопросов, а клиент на них отвечает. Кроме этого, коуч предлагает клиенту пройти различные процессы-техники, целью выполнения которых является достижение ресурсного состояния, получение новой, часто неосознаваемой информации, создание и проживание позитивного опыта. «Представьте», «почувствуйте», «вспомните» — эти слова я использую в коуч-сессиях постоянно. 

Основное отличие коучинга от консалтинга и тренерства заключается в том, что коуч не дает клиенту прямых (и по возможности косвенных) указаний, как клиент должен действовать, какими способами ему решать свою задачу и какие шаги он должен предпринять для ее решения. 

Еще основоположник коучинга Тимоти Голви, работая с теннисистами, вывел интересную закономерность: чем меньше он обращал внимание спортсмена на ошибки, меньше говорил как нужно бить по мячу, тем эффективнее и результативнее становились его ученики. Тимоти Голви смещал фокус внимания спортсмена на его собственные действия и просил просто понаблюдать за собой, КАК он бьет по мячу. Вместо попыток предсказать действия противника – фокус внимания на свои собственные действия, что возвращало спортсмена в зону контроля и позволяло ощутить себя хозяином ситуации. 

Коучинг и  консалтинг используют прямо противоположные подходы. Клиент приходит  к консультанту, ставит перед ним определенную задачу, задает вопросы и получает от консультанта готовое решение своей проблемы. При этом консультант выдает Вам готовое решение, совершенно не исследуя Ваш внутренний мир, не учитывает личные особенности и ограничения. Часто бывает так: получив консультацию специалиста или совет друга, Вы думаете: «Это же так просто, почему же я сам не догадался?» 

Тренер, наставник учит клиента тому, что умеет хорошо сам. Тренинги и обучение через передачу опыта эффективны, когда речь идет об обучении практическим навыкам. Например, в бизнесе – успешный предприниматель передает свои «секреты» новичкам. Но как показывает практика, если запрос клиента личный и связан с индивидуальными особенностями и трудностями, то такое тренинг — обучение оказывается неэффективным. Почему эффективность тернингов личного роста достаточно низкая? Придя «на личность» тренера в надежде перенять от этой личности ее способности и качества, ожидая что ведущий «поделится собой» на тренинге, участники часто остаются разочарованными. Уверенный, харизматичный, энергичный тренер может рассказать, как он ведет себя в той или иной ситуации. Он может научить упражнениям для развития уверенности и харизмы, если он сам выполнял их. Но он не может передать свою харизму и уверенность другому навсегда. И если бы испытывающий проблемы с уверенностью мог повторить то, чему его учат – проблемы бы не было, «иди и делай». Трудности начинаются тогда, когда «все понимаю, но сделать так не могу». И там, где прямая передача опыта и навыков от наставника к ученику не работает – работает коучинг. Все мы очень разные, и в отличие от обучения и тренингов, где одна методика применяются ко всем участникам, коучинг ищет индивидуальный, подходящий именно для данного человека путь, с учетом его личности, способностей, жизненной ситуации, приемлемой скорости изменений . Поэтому я сторонница индивидуальной, личной работы с коучем, и считаю, что никакие тренинги и группы не могут ее заменить. 

Коучинг предполагает отношения равенства, партнерства между коучем и клиентом. На первый взгляд очень простое предположение, но в практике коучинга достаточно много времени может уйти просто на то, чтобы коуч и клиент выстроили именно такие отношения, независимо от статусов и рангов во «внекоучингововй жизни». 

В восприятии коуча клиентами я часто наблюдаю 2 крайности: коуч воспринимается как «спаситель и избавитель», и клиент начинает демонстрировать покорность «я на все готов, делайте со мной что хотите». Либо коуч воспринимается как наемный работник, которому клиент выдает список задач и ждет безусловного их исполнения. И то, и другое сильно снижает эффективность совместной работы и делает невозможными истинно коучинговые отношения. 

Коуч не предлагает свою экспертность как источник единственно верного и правильного решение вопроса. Коуч безусловно специалист, профессионал, но его преимущество не в его собственном прошлом опыте, когда он решал задачи, сходные с задачами клиента, не в экспертности и даже не в его личных качествах, харизме, энергии. Профессионализм и экспертность коуча проявляется в способности построить сфокусированное на клиенте, его интересах и ценностях взаимодействие. Составляющими которого могут быть: холистическое слушание, наблюдение, совместное с клиентом исследование, позитивная обратная связь. 

Раньше я писала что коучинг — это эффектвный способ достижения результатов и решения жизненных задач клиента. Сейчас говорю о том. что коучинг — это эффективный способ стимуляции клиента к достижению результатов. Стимул и результат далеко не одно и тоже. Коуч поощряет, стимулирует клиента к поиску решения, способствует активизации мышления, пробуждению мотивации, помогает сформировать намерение действовать, осознать истинные цели и собственные ограничения. Однако результат практически всегда находится за пределами не только отдельно взятой коуч-сесии, но и взаимодействия клиента с коучем в целом. И причинно-следственная связь между сотрудничеством с коучем и получением результата в жизни может быть не явной. На мой взгляд, с этим связано недовольство некоторых клиентов, «не видящих результата». Если результат наступил через полгода — естественно «забывание» клиентом о проделанной работе, скорее само «вдруг случайно получилось». Почему раньше 10 лет не получалось? — это уже не важно и стирается из памяти. И то, что в процессе коучинга этот 10-ти летний негативный опыт был полностью пересмотрен, очищен и трансформирован — не выглядит как сильно повлиявшее на результат. 

Такому «забыванию» способствует по сути коучинговый подход: отвечая на вопросы коуча,  клиент находит решение своей проблемы сам. А значит это решение на 100% подходит ему, может быть реализовано именно этим человеком. Устраняя внутренние препятствия и ограничения, коучинг открывает пути реализации своих собственных идей и замыслов, и необходимость в чужих советах и консалтинге отпадает. 

Что значит сам? Ведь если клиент может решить свой вопрос самостоятельно, ему не нужен ни коуч, ни консультант. В коучинге под самостоятельным решением понимается то, что клиент осознанно идет в процесс поиска и использует для этого предлагаемые коучем инструменты: упражнения и техники, транслируемые коучем принципы коучингового подхода. Именно ИСПОЛЬЗУЕТ, то есть в своем внутреннем процессе активно пропускает свой запрос через призму предлагаемых коучем техник и вопросов. И если предложенная техника или вопрос не нравятся, вызывают сопротивление, кажутся странными или глупыми ( и такое бывает), я всегда предлагаю своим клиентам прямо сказать об этом. В отказе выполнять упражнение и в последующем обсуждении этого отказа больше пользы,чем в формальном выполнении предложенного «лишь бы коуч на меня не обиделся». Результат рождается именно во взаимодействии, в активности и взаимном поиске. 

Коуч не предлагает готовых решений, он даже не предлагает алгоритмов и путей, пройдя по которым любой клиент заведомо успешно решит свой вопрос. Коуч предлагает систему поиска решения, включающую как теоретическую основу так и разнообразый по форме и содержанию прикладной инструментарий. В эриксоновском коучинге ими являются, например, принципы Милтона Эриксона, система мышления в 4-х квадрантах, перемещение по логическим уровням. 

Идеальным примером классического коучинга на мой взгляд является ситуация, описанная Тимоти Голви в книге «Работа как внутренняя игра», когда он проводил коуч-сессию с музыкантами филармонического оркестра. Тимоти Голви описывает пример своей работы с играющим на трубе музыкантом. При этом автор подчеркивает, что сам он не музыкант, и в частности на трубе играть не умеет. Он задавал артисту простые вопросы типа «Что Вы замечаете?» или «Что Вы чувствуете, делая так?». В результате музыкант получает необходимые ему знания из своих же ответов. Более того, он стал играть лучше (по собственной оценке и по оценке других музыкантов) прямо во время упражнения с Тимоти! Этот пример демонстрирует два важных в коучинге момента: 

Во-первых: коучинг в «чистом виде» подходит для профессионалов, желающих стать еще более совершенными в том, чем они и так достаточно хорошо владеют. Музыкант умел играть на трубе и до встречи с Тимоти. Его целью было улучшить качество своей игры. Поэтому простые вопросы Тимоти и эффект направленного на себя внимания были для него способом заметить важные моменты своего взаимодействия с инструментом. Если бы музыкант на трубе играть не умел совсем, то Тимоти коучинговыми инструментами не смог бы научить его самой игре. В лучшем случае они пришли бы к выводу, что ему нужно пойти учиться играть на трубе – что и без коучинга вполне ясно в случае полного отсутствия какого-либо опыта или навыка. 

И второе: Тимоти Голви работал с музыкантом-профессионалом, не имея никакого опыта игры на музыкальных инструментах сам. Важный как для коучей так и для клиентов вопрос: может ли коуч быть эффективным, если он сам не является экспертом в сфере деятельности клиента? Это вопрос о соотношении мастерства клиента и мастерства коуча. Если клиент является профессионалом своего дела, то коучу не обязательно быть еще более крутым специалистом в этом же деле. Сотрудничество коуча и клиента не является обменом профессиональным опытом, или обучением, наставничеством, когда более опытный коллега передает свои знания менее опытному. Здесь возникает парадокс: чем более экспертен в своей сфере клиент, тем менее экспертный в этой же сфере коуч ему требуется! И ситуацию взаимодействия Тимоти Голви с музыкантом можно назвать в этом отношении идеальной: музыкант хорошо (иначе он не играл бы в одном из лучших оркестров) играет на трубе, а его коуч – Тимоти Голви, прекрасно владеет коучинговым подходом и эксперт в деле тренинга, имеет опыт работы с совершенно разными клиентами. 

Если музыкант не умеет играть, ему требуется в первую очередь учитель, наставник. А если Тимоти Голви умеет играть на трубе лучше, чем музыкант? Предположу, что ему станет сложнее отказаться от транслирования собственного опыта и не давать клиенту советов, как нужно играть. В данном случае клиент имеет собственный, богатый и разнообразный опыт, не нуждается в присовокуплении чужого и способен сам проанализировать свою игру на трубе и сделать выводы о том, как ее улучшить. 

Из данного примера можно сделать вывод о том, что коучинг в «чистом виде» идеально подходит тем, кто уже обладает достаточной компетентностью в выбранной теме, и хочет еще более усилить себя, раскрыть имеющийся, но не используемый потенциал. Это относится как к сфере профессиональной, так и к лайф-коучингу. 

И вероятно «чистый коучинг» не подойдет тем, кто: 

— не имеет абсолютно никакого опыта и навыков в выбранной для сотрудничества с коучем теме. В таком случае первичным является обучение, а коучинг используется, чтобы сделать обучение новому максимально эффективным. Тогда коуч должен обладать экспертностью, чтобы иметь возможность обучить клиента. Либо клиент проходит обучение (тренинги, курсы), и параллельно работает с коучем. 

— имеет исключительно негативный, отрицательный опыт, что полностью блокирует позитивное намерение и способность самостоятельно искать пути улучшения своей жизни в данной сфере. Это могут быть сильные страхи, либо последствия травмирующих жизненных событий. В данной ситуации приоритетной становится психологическая работа с травмой, а коучинг используется для создания жизненной перспективы, позитивного будущего. Здесь важна психологическая подготовка коуча. Либо клиент одновременно проходит психотерапию и сотрудничает с коучем. 

Отмечу. что существует отдельная, совершенно особая и исключительная категория людей, которым не подходит вообще ничего: ни психология, ни коучинг, ни консалтинг, и даже танцы с бубнами не могут помочь им! Равно как и любая другая профессиональная работа с их жизненными трудностями. Называются эти люди «жалобщики». Они готовы с упоением рассказывать всем и каждому о своих проблемах. О том, как многого они хотели бы достичь но у них ничего не получается из-за….. (тут обычно называют родственников, коллег, жену, мужа, нечистую силу и т.д). Эти люди просто не хотят и не готовы решать свою проблему по существу. Ведь если предмет жалоб на самом деле исчезнет из их жизни, они потеряют неиссякаемый источник энергии. Жалобы — известный психологам способ энергетического вампиризма, который дает такому человеку возможность легко и без усилий подпитываться от других. Ведь чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно прикладывать усилия, отдавать, тратить энергию. И при этом не всегда окружающие поддерживают наши начинания — бывает что критикуют, не одобряют, не проявляют интереса. Жалобщиком быть проще  — нужно всего лишь найти «сочувствующего» и рассказать о своих бедах. 

Иногда психологи склонны идти на поводу у таких клиентов, и считают своим долгом выслушать, успокоить, проявить эмпатию. Но коучинг не об этом! Сам формат беседы с коучем не оставляет возможности для пустых жалоб. Ибо за каждым «ой, мне так плохо…» следует вопрос «А что тебе нужно, чтобы было хорошо?». И тут-то и выясняется, что жалобщику не нужно, чтобы было хорошо. Его устраивает ситуация, когда плохо,  но можно с упоением об этом рассказывать. И если человек не готов меняться сам и менять свою жизнь, то ему будет очень тяжело работать и с коучем, и с психологом. В этом есть позитивный момент: «жалобщики» — единственная категория людей, которым коучинг не подходит. 

Видимая простота коучинга, как процесса работы с клиентом, обманчива. Казалось бы, каждый может душевно поговорить и позадавать «открытые» вопросы другому. Выучить шаги техник так же не составит труда для любого человека. Кажущаяся техническая простота коучинга часто путает как клиентов, рассчитывающих на мгновенные «чудотворные» изменения, так и самих потенциальных коучей. Некоторые из них искренне верят, что окончив 3-х дневные курсы коучинга и узнав об эффективных отрытых вопросах, они способны помочь любому человеку в решении любой проблемы. 

Когда я начинала свой путь в коучинге и консультировании, 10 лет назад, были очень популярны системы «мгновенного личностного роста», «быстрой прочистки мозгов», именно это называлось коучингом, которому можно обучиться быстро и так же быстро начать работать по таким методикам с клиентами. Эти техники делали акцент на быстром изменении эмоционального состояния и убеждений, подчас жесткими, неэкологичными методами «встряхивали» клиента. И я искренне рада, что время такого подхода прошло. Сейчас подготовка коучей-профессионалов — многоуровневые программы, предполагающие сдачу экзаменов, часы практики, супервизию клиентских сессий. Я проходила такую программу в Международном Эриксоновском университете. 

Изменился и сам подход к пониманию коучинга. Если «в начале времен» коучинг позиционировался как альтернатива психологии, и во многом противопоставлялся ей, заявлялось о быстрых результатах без глубокой работы над собой, то современный коучинг очень близок и дружен с психологией. Совершенно отдельным от психологии направлением можно назвать бизнес-коучинг, где разговор между коучем и клиентом идет исключительно о бизнес-процессах. Но даже в бизнес-коучинге невозможно абсолютно исключить из процесса личность – личность руководителя, собственника, сотрудников. А там, где есть личность – есть и психология. На мой взгляд, коучинг и психология действуют как взаимодополняющие части единого целого – процесса самопознания, обучения и личностного развития за счет активизации и эффективного использования ресурсов человеческой психики. 

Сопоставляя коучинг и психологию можно выделить как различия, так и сходства: 

Психология исходит из понятий нормы. В психологии принято ориентироваться на «нормальное» поведение, состояние, нормальные реакции и восприятия. Нормальные для данного возраста, уровня развития личности, состояния здоровья, активности. 

Коучинг понятия нормы не имеет, он ориентирован на достижение сформулированной самим клиентом цели, задачи. «Нормальность» которой определяется только лишь экологичностью, реалистичностью, возможностями и способностями клиента. 

При этом ни коучи ни психологи не работают с патологией – это поле психиатров и психотерапевтов. 

В психологии приняты тестирования и оценки, стандартизированные тесты интеллекта, способностей, памяти. Тесты имеют высший и низший балл, с прописанными свойствами. На их основании делаются выводы о личности и ее качествах, возможностях и перспективах реализации. 

Коучинг предлагает безоценочный подход, где отсутствует сравнение с каким-либо эталоном. Измерения проводятся по шкале, и сам клиент отмечает точки, где он находится сейчас и куда хочет продвинутся дальше. 

Есть мнение, что психологи работают с прошлым, а коучи нацелены на создание желаемого будущего для клиента. По сути и те, и другие работают с будущим – создают для клиента возможность и перспективу жить лучше. 

Психологи работают с травмой, и задача психолога — исцелить, восстановить оптимальное психическое состояние клиента. Психолог помогает клиенту  справиться с  проблемами, страхами, негативными состояниями, ложными убеждениями, восприятиями. Результатом работы психолога являются внутренние, личностные изменения клиента: меняется его отношение, эмоциональный фон, представления о жизни. 

В коучинге работа над собой столь же глубокая, но направлена на достижение конкретного измеримого результата, поэтому ее окончание определяется именно результатом, а не полным выздоровлением клиента, как требуется при работе с травмой в психологии. И да, эффективный коучинг — это долго. Возможно, быстрее чем психоанализ, который длится годами, но 3 месяца, полгода или год сотрудничества с коучем — абсолютно нормальные и реальные сроки для получения важного результата в жизни. Мои программы рассчитаны минимум на 10 сессий в течении 3 месяцев. 

В моей практике работы с клиентами психология и коучинг неразрывно связаны. Через рассмотрение прошлого опыта, усиление ценностных установок, пересмотр убеждений формируем картину будущего, настолько привлекательную, что человек стремится к ней, забывая о прошлых неудачах и проблемах. Это позволяет провести клиента от истоков проблемы (которые как раз и находятся в прошлом) до желаемых событий в будущем, пересмотрев негативные сценарии, сформированные к настоящему моменту. Когда клиент из своего прошлого опыта получает необходимый ему ресурс для изменения текущей ситуации, осознает неэффективные механизмы поведения, и сам становится способным изменить их на позитивные, работающие алгоритмы успешного человека – это достигается за счет сочетания психологических подходов и коучинговых инструментов. 

Если у Вас возникли вопросы, я приглашаю Вас на бесплатную ознакомительную консультацию.  На консультации Вы сможете: 

— познакомиться со мной, с моим стилем работы, посмотреть как проходит коуч-беседа 

— окончательно прояснить для себя ожидания и цели от совместной работы с коучем 

— обсудите со мной задачу и вместе мы наметим основные направления, в которых  стоит двигаться для ее решения 

— поймете,  что именно коуч может   сделать в Вашей ситуации для достижения наилучшего результата 

— сможете решить, готовы ли Вы разобраться во всем самостоятельно или Вам нужна профессиональная поддержка коуча. 

Я  отвечу на Ваши вопросы, продемонстрирую на нейтральной теме как работает методика. Мы  четко сформулируем Ваш запрос, обсудим стоимость и длительность необходимой для достижения наилучшего результата работы. 

Яндекс.Метрика